Приветствую Вас Гость | RSS
Воскресенье
19.05.2024, 14:50
Inspiration... вдохновение
Главная Регистрация Вход
Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Хотели бы вы читать какие-нибудь фанфики по "Дневникам Вампира"?
Всего ответов: 4

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2014 » Июль » 28 » Александровский дворец. Кленовая гостиная Александры Федоровны
16:51
Александровский дворец. Кленовая гостиная Александры Федоровны

Всем  нам свойственна тяга к роскоши. Но роскошь - это в первую очередь хороший вкус. Все это явно выражено  в жизни и  окружении царских особ. Следом за "голубой" комнатой в Воронцовском дворце, мы обратим внимание на удивительного уклада Александровский дворец, с интересной по стилю и обстановке Кленовой гостинной.

Кленовая гостиная являлась одним из самых выразительных интерьеров русского модерна. Предметы убранства и обивка мебели в ней были выдержаны во всех оттенках зеленого цвета.

 




В 1903 году был уничтожен Концертный зал Дж. Кваренги, занимавший всю ширину левого корпуса. Архитектор С. Данини предлагал несколько вариантов приспособления корпуса под жилые и парадные покои для императорской семьи. В одном из проектов 1901 года он предусматривал сохранение Концертного зала, однако в ходе работ, выполненных фирмой Ф. Мельцера по проектам Р. Мельцера в 1903-1906 годах, Концертный зал был уничтожен, и на его месте в первом этаже левого флигеля Александровского дворца появились Кленовая гостиная императрицы Александры Федоровны и Парадный (Новый) кабинет императора Николая II, а во втором — комнаты детской половины; коридор, разделяющий личные апартаменты императора и императрицы, был продлен до Угловой гостиной.

Александра Федоровна была урожденной Гессенской принцессой, она воспитывалась в Дармштадте (столице Гессена) и в Англии ,у бабушки - королевы Виктории. Брат императрицы Эрнст Людвиг стал великим герцогом Гессенским после смерти своего отца. Эрнст интересовался всеми видами искусств и пытался превратить Дармштадт в глобальный центр их развития. Великий герцог основал дармштадскую “Художественную колонию”, где декоративное искусство и архитектура были помещены в своего рода мирок сказочного типа – без откровенного преследования коммерческих целей. В России новое искусство получило название “Стиль Модерн”.

Александре Федоровне нравились современные вещи и она гордилась достижениями своего брата и ролью родного Гессена в развитии современного искусства. Она приобрела в “Художественной колонии” множество вещей – вазы, ткани, мебель и прочее - хотя Николай II терпеть не мог Арт Нуво, особенно в его экстремальных и строгих проявлениях. Эрнст Людвиг часто посещал Александровский дворец и ,скорее всего, давал сестре огромное число советов насчет декора и оформления. Александра Федоровна обожала брата и была похожа на него темпераментом и вкусами. Скорее всего, для императрицы брат был самым близким (после мужа) человеком и надежным другом. Именно Эрнст Людвиг входил в число тех немногих , к кому Александра Федоровна прислушивалась и у кого спрашивала совета. Принимая мнения Эрнста, императрица в то же время выказывала молчаливое и обиженное сопротивление рекомендациям, исходящим от старших сестер – она полагала, что они к ней снисходительны. Ее сестра, великая княгиня Елизавета Федоровна ,руководила оформлением комнат Зимнего дворца в 1894-1895 годах и императрица всегда считала, что эти комнаты обставлены во вкусе сестры, а не ее собственном. В те дни императорская чета принимала решения, касающиеся тканей и ковров, а выбранная планировка и стиль стали итогом идей Елизаветы Федоровны и декоратора Романа Мельцера.

Когда в 1902 году Александра Федоровна рассказала Эрнсту Людвигу, что они с императором собираются расширить свои покои в Александровском дворце и с помощью Мельцера оформить их в стиле Модерн, великий герцог должно быть был приятно удивлен и готов помочь. Планировалось создать на первом этаже 2 большие комнаты и расширить детские наверху. Одна из этих двух комнат должна была стать гостиной для императрицы –впоследствии гостиная получит название Кленовой, благодаря щедрому использованию клена в оформлении.

Кленовая гостиная представляла собой большой, просторный, солнечный и чарующий интерьер – возможно, это был один из прекраснейших интерьеров Арт Нуво в России. Стены были покрашены в теплый темно-зеленой цвет. Их украшал белый резной рельеф в виде стволов роз с бутонами, которые сплетались и обвивались между собой в бледно-зеленое “кольцо” в центре высокого потолка. По периметру гостиной шел изогнутый карниз, скрывавший электрические лампочки – они излучали мягкий свет, который отражался от белого потолка. Это был один из ранних примеров использования ныне вполне обыденной светотехники, что в те времена считалось довольно отважным приемом. Кусочки зеленого стекла были вставлены в заштукатуренный рельеф. Сквозь стекло струился свет.

Древесина клена, использованная в оформлении гостиной, прошла специальную обработку, требовавшую, как говорили, семилетнего замачивания в воде, чтобы затем дереву можно было придать извилистые формы стиля Арт Нуво. Клен предпочитали многие мебельщики эпохи Модерн. Твердая текстура этого дерева была вызовом мастерству резьбы: сначала древесину сильно накаляли, а потом шлифовали до блеска, схожего с блеском темного золота. Клен к тому же был очень прочным и из него можно было делать тонкие, вполне долговечные опоры. Таким образом, лучшие качества клена использовались при создании обстановки гостиной и, конечно, благодаря этому дереву комната получила свое название.

Рельефные бутоны роз были умело повторены в изящной деревянной резьбе просторного балкона, шедшего поперек от одной стороны комнаты до другой. Решетка балкона аркой изгибалась кверху, а внутри была отделана стеклянными панелями. Бронзовые ажурные лампы с абажурами из художественного стекла напоминали летучих мышей на держателях.

Из правого угла комнаты на балкон вела лестница с извилистыми резными перилами – а с балкона был прямой проход на антресоль и в коридор, соединявший с Новым кабинетом Николая II.  На антресоли находился уголок, где императрица занималась рукоделием и рисованием. В этой комнате после обеда царской семье подавался кофе и накрывался стол для вечернего чая, после которого император, закурив папироску, читал телеграммы, императрица работала, маленькие дети играли на ковре с игрушками, дети- подростки приходили с работой; здесь принимался Г. Распутин. В Кленовой гостиной семья прощалась с Николаем II, когда он уезжал в ставку. Тут же они прощались с ним, в том числе и как с царем, 17 февраля 1917 года, когда он сильно расстроенный, в последний раз уезжал в ставку, а императрица Александра Федоровна, огорченная последними переживаниями плакала.

Под балконом находились два уютных уголка , разделенных камином из керамической плитки. Рядом с окном располагался шезлонг императрицы, как раз напротив огромных цветочных ящиков – там в горшках стояли благоухающие цветы. На противоположной стороне от шезлонга – тоже под балконом – было место для детей, где они могли работать и играть, пока Александра Федоровна читала или занималась рукоделием неподалеку. Над банкетками располагались полки для маленьких вазочек и различных коллекций.

На толстом, роскошном серо-зеленом касторовом ковре, вытканном полосами, лежали медвежьи шкуры. Они остались еще со времен Концертного зала, ранее занимавшего пространство Кленовой гостиной и Нового кабинета. Эти шкуры стали большой забавой для детей пока они были маленькими.

Главным местом в комнате являлся большой встроенный кленовый кабинет, располагавшийся в левом углу ближе к Палисандровой гостиной. Первоначальное оформление комнаты предполагало здесь угловую печь. Александра Федоровна решила, что печь нужно разобрать, так как она была бесполезной из-за наличия в этой части дворца центрального отопления – так императрица внесла свою лепту в дизайн кабинета. Именно здесь Александра Федоровна хранила большую часть своей знаменитой коллекции яиц от Фаберже. Кабинет находился в отдалении и был довольно высок, так что являлся безопасным местом для обсуждения деликатных тем. Внутри него помещался мягкий изогнутый уголок, обтянутый тканью дармштадтского производства – тут семья любила пить чай. За спинкой дивана шла широкая полочка, на которой были выставлены любимые безделушки императрицы. В стеклянном, отделанном серебром шкафчике, расположенном так, что свет проходил сквозь него, Александра Федоровна хранила коллекцию вырезанных из камней зверюшек. Вплотную к кабинету стояли вазы с цветами, предметы из бронзы и другие небольшие вещицы.

В каждой из личных комнат императрицы находилось место, имевшее для нее сентиментальное семейное значение – там она хранила вещи, которые были дороги ей лично. Подобное “освящение” отдельных частей комнат символически отражало первостепенную роль, которую играла в жизни Александры Федоровны семья, и способы ее общения с Богом. На одной из сторон кленового кабинета императрица выбрала место для любимых ею портретов членов своей семьи. Там висели 4 пастели с изображением ее дочерей и портрет молодого Николая II в морской форме. Пастели принадлежали кисти модного мюнхенского портретиста Каульбаха. Они отправились вместе с царской семьей в Сибирь в 1917 году, а затем некоторые из них вернулись обратно во дворец после убийства Романовых. Позже портреты продало Советское правительство, чтобы получить денежные средства на тайное финансирование иностранных коммунистов и партий левого толка в период 1930х годов. Известно, что пастели появились у дилера антиквариата A La Vielle Russie в Нью-Йорке в 1940х годах, а их дальнейшее местонахождение неизвестно.В Кленовой гостиной любопытно устроено освещение: люстры отсутствуют, около двухсот лампочек спрятано за верхним карнизом; который имеет вырезы, покрытые зеленой материей, таким образом получалось мягкое, сумеречное освещение комнаты.

Огромные окна гостиной были оформлены роскошными дармштадскими тканями и изящными кружевными занавесями. Дверь в одном из окон вела прямо на знаменитый железный балкон императрицы – один из многих балконов дворца. Его пристроил в 1895 году архитектор Данини во время перепланировки дворца, приготавливая резиденцию для молодой императорской четы. Балкон стал любимым местом для времяпрепровождения Александры Федоровны и ее семьи круглый год, даже зимой. Здесь часто устраивались обеды и чаепития, сервированные на столах с изумительными скатертями, столовым фарфором, серебром и хрусталем , а также ароматными цветами. Возле каждого прибора в тяжелых гравированных держателях стояли написанные вручную меню с изображением двуглавого императорского орла. Тяжелые шторы с прямоугольными узорами в греческом стиле висели между колоннами балкона, защищая от солнца или плохой погоды. Во время Первой Мировой войны на балкон провели электричество и императорская семья могла оставаться на нем поздними вечерами. Балконная плетеная мебель была изготовлена солдатами, проходившими лечение в госпиталях.

Ряд особо ценных трофеев I Мировой войны для собрания Ратной палаты представляли императору непосредственно в Царском Селе. Так, 13 октября 1914 года в Кленовой гостиной царской семье представили австрийские знамена, взятые нашими солдатами в ходе Перемышленской операции. Многие из таких трофеев либо отправлялись в артиллерийский музей, либо оставлялись для Ратной палаты.

Просмотров: 1242 | Добавил: Katrin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz